РЕЕСТР предложений и ответов к проекту постановления Кабинета министров Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на 2021-2025 годы»

РЕЕСТР
предложений и ответов к проекту постановления Кабинета министров Кыргызской Республики «Об утверждении Среднесрочной тарифной политики Кыргызской Республики на 2021-2025 годы»

Регистрационный №

Замечания и (или) предложения

Автор (участник публичных консультаций)

Дата получения

Позиция органа-разработчика

№ 1 от 06.05.2021г.

 Предложений не имеет

 Институт Бизнес-омбудсмена

 06.05.2021г.

№ 2 от 10.05.2021г.

1. Разделить применяемый в настоящее время тариф для конечных потребителей на две составляющие: тариф на поставку электрической энергии электрической станцией и тариф на услуги предоставляемые передающей и распределяющими организациями;

2. Приведение применения ступенчатых тарифов для конечных бытовых потребителей в соответствие с их предназначением;

 

Объединение юридических лиц «Ассоциация производителей электротехнической продукции»

10.05.2021г.

1. Тарифы на электрическую энергию для конечных потребителей установлены с 1 июня 2020 года приказом Госагентства от 18 июня 2020 г. № 97. Для бытовых потребителей до 700 кВтч в месяц тариф составляет - 0,77 сом за 1 кВтч, свыше 700 кВтч - 2,16 сом за 1 кВтч, для небытовых потребителей тариф составляет - 2,24 сом за 1 кВтч. Действующие тарифы на электрическую энергию для бытовых потребителей являются социально-ориентированными и не покрывают ее реальную стоимость. Фактическая стоимость электрической энергии составила 1,49 сом за 1 кВтч, в том числе:

- выработка электроэнергии 0,50 сом/кВтч;

- передача 0,27 сом/кВтч;

- распределение 0,50 сом/кВтч;

- НДС и НСП 0,10 сом/кВтч;

- технические потери 0,12 сом/кВтч.

В соответствии с вышеизложенным, при использовании социально-ориентированного тарифа, разделить применяемый в настоящее время тариф для конечных потребителей на две составляющие при применении не представляется возможным.

2. Предложение о применении ступенчатых тарифов для конечных бытовых потребителей в соответствие с их предназначением невыполнимо, в связи с требованиями статьи 21 Закона КР «Об электроэнергетике» «все потребители одинаковой группы с одинаковыми характеристиками потребления, обслуживаемые одним распределяющим предприятием, должны получать равные тарифы и обслуживание».

 

№ 3 от 10.05.2021г.

1.              Прекратить практику ограничения в использовании электроэнергии на цели отопления, пищеприготовления и ГВС, имея ввиду наличие бытовых устройств, находящихся в свободной продаже, и установить тариф на использование электроэнергии для этих нужд путем его расчета исходя из установленной мощности энергооборудования на указанные цели.

2.              Для выравнивания потребления электроэнергии в течение суток с целью сохранения электроустановок, особенно в период ОЗП, внедрить суточную дифференциацию тарифа для бытовых потребителей: повышенный тариф в часы утреннего и вечернего максимумов, пониженный тариф в ночное время суток и средний тариф в дневное время.

3.              Для повышения доходной части энергокомпаний установить сезонные тарифы: в летний период дешевле в целях стимулирования энергопотребления, а в период ОЗП повышенные для экономии электроэнергии.

Кроме горонорудной отрасли и майнинга установить повышенный тариф для алкогольной и табачной отраслей.

Объединение юридических лиц «Союз предпринимателей энергетического комплекса»

10.05.2021г.

1. В настоящее время действующая нормативная база не позволяет делить тариф на электроэнергию, исходя из установленной мощности энергооборудования на цели отопления, пищеприготовления и ГВС. Так в соответствии со статьей 21 Закона КР «Об электроэнергетике» «все потребители одинаковой группы с одинаковыми характеристиками потребления, обслуживаемые одним распределяющим предприятием, должны получать равные тарифы и обслуживание». В этой связи, не представляется возможным дифференцировать тариф на электроэнергию исходя из установленной мощности энергооборудования. Вместе с тем, в перспективе, возможно проработка данного вопроса с учетом изменения соответствующей нормативной правовой базы.

2. К действующей ССТП на 2020-2022 годы Госагентством разработана и утверждена приказом от 21 июля 2020 года № 2 Инструкция по применению тарифов на электрическую и тепловую энергию. В соответствии с пунктом 7 «тарифы, дифференцированные по времени суток применяются электроснабжающими организациями на основании показаний зарегистрированных систем и приборов учета, позволяющих осуществлять учет электроэнергии в соответствии с режимом потребления по времени суток.

Дифференцированный тариф определяет стоимость 1-го кВт час активной энергии, потребленной в соответствии с установленным для каждого временного периода суток коэффициентом.

Назначение тарифа, дифференцированного по времени суток - выравнивание суточного графика нагрузки энергосистемы.

В соответствии с пунктом 8 «тарифы на электроэнергию, дифференцированные по времени суток применяются электроснабжающими организациями для потребителей группы «Население», имеющих зарегистрированные системы и приборы автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИСКУЭ), позволяющие осуществлять учет электроэнергии в соответствии с режимом потребления по времени суток.

При наличии технической возможности у электроснабжающей организации потребитель (абонент) имеет право заключить с ней договор о применении дифференцированного тарифа на весь объем потребляемой электроэнергии при выполнении следующих условий:

- плата за весь объем потребленный электроэнергии начисляется по действующему в данный период времени тарифу, установленному на объем электроэнергии, превышающий гарантированный объем льготного потребления (700/1000 кВт час);

- потребитель обязуется оплачивать весь потребленный объем электроэнергии по указанным выше тарифам с применением установленных для каждого временного периода суток коэффициентов:

1) коэффициент для ночной зоны (с 23:00 до 07:00 часов) – 0,5;

2) коэффициент для дневной зоны с (07:00 до 23:00 часов) – 1,0».

Учитывая вышеизложенное, если у электроснабжающей организации есть техническая возможность позволяющая осуществлять учет электроэнергии в соответствии с режимом потребления по времени суток, абонент может заключить договор о применении дифференцированного тарифа. Следовательно, со стороны Госагентства в вышеуказанной инструкции предусмотрено разделение тарифов с указанием коэффициентов по времени суток. Однако, на сегодняшний день из за отсутствия технических возможностей у РЭК такой учет не ведется.

3.              В целях экономии электроэнергии и повышения доходной части энергокомпаний Министерством энергетики и промышленности КР в предлагаемом проекте новой ССТП на 2021-2025 гг. предусмотрено введение лимита 1000 кВтч в период ОЗП. При потреблении свыше указанного лимита конечные потребители будут оплачивать за электроэнергию по повышенному тарифу. Таким образом, проект новой ССТП предусматривает сезонные тарифы.

В предлагаемом проекте ССТП предусмотрено выделение в отдельную группу энергоемких предприятий с применением к ним повышающегося коэффициента. По итогам анализа за 2020 год объем потребления золоторудными предприятиями и литейными цехами составил 525,9 млн.кВт, при этом объем потребления электроэнергии предприятиями алкогольной отрасли составил 60,7 млн. кВтч, что составляет 11,6 % от общего объема потребления золоторудными предприятиями и литейными цехами.  В этой связи, алкогольная отрасль не может относится к энергоемким видам предприятий, и применение к ней, а также табачной отрасли повышенных тарифов не будет объективным и обоснованным.

№ 4 от 11.05.2021г.

Предложений не имеет

ГКНБ

11.05.2021г.

№ 5 от 11.05.2021г.

Введение для бытовых абонентов механизма трехставочного тарифа по критерию объема ежемесячного фактического потребления электрической энергии:

до 400 кВтч – 0,77 сом; 401 – 800 кВтч – 1,48 сом; 800 кВтч и выше – 2,16 сом.

НИИЭЭ

11.05.2021г.

Рассмотрев предложение о введении для бытовых абонентов механизма трехставочного тарифа сообщаем:

1)             При применении механизма трехставочного тарифа для энергетических компаний усложняется расчет, а также выставление счета абоненту и соответственно усложняется отслеживание объема потребления электроэнергии.

2)             При применении механизма трехставочного тарифа увеличивается риск коррупционных схем, так как этот механизм позволяет варьировать объемы потребления электроэнергии в личных интересах.

В соответствии с вышеизложенным, приведенный механизм в настоящее время не подходит для применения.

№ 6 от 12.05.2021г.

Кыргыз Республикасынын Ички иштер министирлиги, «Кыргыз Республикасынын 2021-2025-жылдарга карата электр жана жылуулук энергиясына орто мөөнөттүү тарифтик саясатын бекитүү жөнүндөгү» токтом долбоордун жүрүшү жөнүндөгү эскертмелерди карап чыгып, төмөндөгүлөрдү билдирет.

Жогоруда көрсөтүлгөн токтом долбоору менен таанышып жарым-жартылай колдоорубузду билдиребиз. Ошону менен бирге, 2020-жылдын 27-мартында Кыргыз Республикасынын Өкмөтүнүн «Кыргыз Республикасынын 2020-2022-жылдарга карата электр жана жылуулук энрегиясына орто мөөнөттүү тарифтик саясатын бекитүү жөнүндө» №188 токтомунун негизинде 2023-жылга чейин, акыркы керектөөчүүлөр үчүн электр жана жылуулук энергиясына тарифтер кабыл алынганын билдиребиз.

Ошондой эле калктын турмуш шартын эске алуу менен мурунку токтомдо кабыл алынган тарифтерди калтыруу менен күз-кыш мезгилинде керектөөгө берилген 700 жана 1000 кВтс ченемдердин чегин көбөйтүп берүүнү же жокко чыгарууну жана бюджеттик керектөөчүлөрдүн тарифин ошол бойдон калтырууну сунуштайбыз.

Тиркемеде көрсөтүлгөн башка керектөөчүлөргө, башкача айтканда, республикадагы чоң ишканалардын(алтын, цемент чыгарган продукцияларын канчадан сатып жана ага сарпталган энергиянын баасы канча турганына анализ жасап, керектелүүчү тарифтерин көбөйтүү менен субсидия боюнча керектөөчүлөрдүн жана дефицит акча каражаттардын саны бир топко кыскармагын билдиребиз.

МВД

12.05.2021г.

Акыркы жылдарда энергетика тармагындагы жалпы абал электр жабдуулардын физикалык жана моралдык жактан эскириши, жетишсиз каржылоо жана энергетика секторунун инфраструктурасын өнүктүрүүнүн төмөн темпи менен мүнөздөлөт. Кредиттер (карыздык милдеттенмелер) 129,0 млрд. сомду түзөт. 2021-жылга электр энергиясынын тартыштыгы
3,0 млрд. кВтс көлөмүндө күтүлүүдө. Ушуга байланыштуу электр энергиясынын импортуна энергия секторунун кошумча чыгымдарын жана Бишкек шаарынын ЖЭБине кошумча жүктү жабуу зарыл.

Ушуга байланыштуу азыркы учурда Мамагенттик тарабынан Кыргыз Республикасынын Өкмөтүнүн тапшырмасы боюнча 2021-2025-жылдарга карата электр энергиясына орто мөөнөттүү тарифтик саясаттын долбоору иштелип чыгууда.

Бул долбоордо бюджеттик керектөөчүлөр үчүн тарифтердин өсүшү анчалык жогору эмес,

себеби, алар инфляциянын иш жүзүндөгү деңгээлине гана жогрулайт.

Жогоруда айтылгандарга байланыштуу, калк үчүн болгон электр энергиясынын баасын
1 кВтс үчүн өзгөртүүсүз калтыруу жана жай менен күз-кыш мезгилиндеги чектөөлөрдү (700 жана 1000 кВтс) алып салуу, ушуну менен бирге бюджеттик керектөөчүлөрдүн баасын өзгөртүүсүз калтыруу энергетикалык компаниялардын эсебинен мүмкүн эместигин Мамагенттик маалымдайт.

№ 7 от 12.05.2021г.

Исключение литейных цехов из перечня к которым применяется повышающий коэффициент

ОсОО «Металл-Кен»

12.05.2021г.

После прохождения осенне-зимнего периода 2020-2021 гг. (далее – ОЗП) ситуация в энергетике Кыргызстана резко ухудшилась. Согласно прогнозных данных на 2021 год ожидается дефицит электрической энергии в объеме до 3 млрд. кВтч. Это связано с очередным циклом маловодного периода, что приводит к снижению уровня воды в водохранилище, а также с ежегодным ростом потребления электроэнергии.

Кроме того, из-за недостаточного финансирования капитальных вложений и сохраняющегося тарифного дефицита, энергетические компании были вынуждены покрывать свои затраты по капитальным вложениям за счет долговых обязательств. На сегодняшний день кредиты (долговые обязательства) составляют более 129 млрд. сомов, что при тарифном дефиците является тяжелым бременем для отрасли. Тарифы на электрическую энергию для конечных потребителей устанавливаются на уровне ниже себестоимости, что приводит к ежегодному дефициту денежных средств.

Учитывая указанные проблемы в энергосекторе, Министерством энергетики и промышленности Кыргызской Республики для прохождения ОЗП 2021-2022 гг. реализуются антикризисные меры, такие как импорт электрической энергии из соседних стран (Казахстан, Узбекистан), увеличение выработки электроэнергии на ТЭЦ г. Бишкек и проведение экономически обоснованной тарифной политики, которая позволит покрыть дополнительные затраты и достичь в среднесрочной перспективе покрытия тарифами стоимости электрической энергии.

С этой целью начата разработка проекта новой Среднесрочной тарифной политики на электрическую энергию, в которой рассматривается введение тарифов на электроэнергию для золоторудных месторождений, литейных цехов. Для таких энергоемких промышленных потребителей предлагается применять повышающий коэффициент к соответствующим тарифам на электроэнергию. Для субъектов майнинга (криптовалюта) в настоящее время действует повышающий коэффициент 1,3. Однако из-за дефицита электроэнергии, такие потребители все чаще подключаются к сетям новых строящихся или уже действующих ВИЭ.

Для золоторудных месторождений и литейных цехов установлен тариф на электроэнергию на уровне 2,24 сом/кВтч без повышающих коэффициентов.

Согласно открытым данным средние тарифы для данной категории потребителей в Азербайджане составляют 4,5 сом/кВтч, в Армении – 6,3 сом/кВтч, в Беларуси – 6,9 сом/кВтч, в Грузии – 5,2 сом/кВтч, в Казахстане – 4,7 сом/кВтч в Таджикистане – 4,13 сом/кВтч, в Узбекистане – 3,7 сом/кВтч (курс валют по данным НБ КР на 12.04.2021 г.).

Кроме того следует отметить, что для реализации вышеупомянутых антикризисных мер, (импорт электрической энергии из соседних стран (Казахстан, Узбекистан), увеличение выработки электроэнергии на ТЭЦ г. Бишкек), потребуются дополнительные средства, так как и импортная электроэнергия и топливо для ТЭЦ г. Бишкек предполагают большие затраты.

В этой связи, предлагается выделить золоторудные месторождения и литейные цеха в отдельную группу, для которой тариф на электроэнергию будет корректироваться на повышающий коэффициент 2,1. Это обеспечит поступление в энергокомпании дополнительных доходов, которые будут направлены на покрытие затрат по предоставлению круглосуточной мощности. Кроме того, данные потребители смогут беспрепятственно заключать контракты на покупку электроэнергии с субъектами ВИЭ, так как повышающий коэффициент будет стимулирующим фактором.

Полезный отпуск электроэнергии за 2020 год золоторудным предприятиям и литейным цехам по энергосистеме составил 525,9 млн. кВтч, доход составил 1 178,1 млн. сомов. Таким образом, при применении повышающего коэффициента 2,1, а также корректировки на уровень инфляции 6,3 %, увеличение дохода по энергосистеме составят 1 451,8 млн. сомов. Также, проектом предлагается ежегодно до 2025 года корректировать тарифы на уровень инфляции.

Наличие дополнительных денежных средств в энергосекторе позволит своевременно проводить замены и ремонт оборудования сократив количество аварийных отключений, а также исполнить обязательства по кредитам энергетического сектора.